ОАО Управляющая компания Волжский гидроэнергетический каскад

Отзывы

Бедствующие реки границ не признают

Управляющая компания «Волжский гидроэнергетический каскад» стала участником российско-германского проекта «Волга-Рейн». В рамках этого международного проекта планируются мероприятия по комплексному оздоровлению Волги. Соответствующий протокол между полномочными представителями России и Германии подписан 1 февраля текущего года в Москве по итогам семинара, посвященного проблемам эксплуатации гидроресурсов и санации гидротехнических сооружений на Волге.

В семинаре приняли участие представители Министерства промышленности, науки и технологий России (которое курирует проект с нашей стороны), РАО «ЕЭС России», управляющей компании ВоГЭК, научно-исследовательских институтов, двух предприятий гидроэнергетики — Волжской и Куйбышевской ГЭС.

От германской стороны присутствовали руководители института водного хозяйства и культуротехники и института железобетонных конструкций университета Карлсруэ, фирмы «Фойт-Сименс-Гидро», госчиновники соответствующего профиля.

Волжскую ГЭС на встрече представлял главный инженер Александр Евликов, которого мы попросили подробнее рассказать о сути и истории проекта «Волга-Рейн».

Корр.: Александр Александрович, с чего все началось?

Александр Евликов: Кто следит за мировыми экологическими проблемами, тот знает, что лет пятнадцать назад река Рейн превратилась в «болото Европы». Трагедию вызвала бурная деятельность промышленных предприятий на ее берегах, сбросы загрязненных стоков, да и в определенной мере строительство каскада гидроэлектростанций. Немцы очень серьезно, на уровне правительства взялись за исправление экологической ситуации и, надо признать, добились хороших результатов. Я сам видел сегодняшний Рейн — состояние реки довольно приличное. Своим опытом они предложили поделиться с Россией, зная, в частности, об аналогичных проблемах на Волге. Конечно, наши беды не достигли такого размаха, как это случилось на Рейне, но требуют не менее пристального внимания и реагирования.

Итак, в 1998 году было подписано межправительственное соглашение между Россией и Германией, в рамках которого началась реализация программы «Волга-Рейн» с использованием немецкого опыта по оздоровлению рек. Причем правительство Германии приняло на себя и финансирование научных работ.

 

Корр.: В какой части проект касается интересов Волжской ГЭС?

Александр Евликов: Дословно он называется «Российско-германский проект по управлению водными ресурсами и качеством воды рек Волга и Рейн» и содержит шесть подпроектов, два из которых особенно актуальны для нас. Это «Концепция санирования гидротехнических сооружений для улучшения их работоспособности», а также «Оптимизация эксплуатации Волжского каскада гидроузлов. Гидроэнергетика и экология».

По заданию Департамента науки и техники РАО «ЕЭС России» и научно-исследовательского института энергетических сооружений НИИЭС, которые включились в программу со стороны энергетиков, мы разработали техническое задание для решения проблем Волжской ГЭС. Тендер на выполнение работ, который проводило правительство Германии, выиграл институт по изучению свойств железобетона университета в городе Карлсруэ. Они, безусловно, лидеры в исследовании процессов санации железобетонных конструкций гидросооружений.

В августе 2001 года немецкие специалисты приезжали на станцию со своим оборудованием и изучали проблемы на месте.

Корр.: Как вы эти проблемы сформулировали?

Александр Евликов: Основная, на мой взгляд, заключается в том, что темпы восстановительных работ, ремонт многих гидросооружений у нас хронически отстает от процесса износа и старения этих сооружений. Проблема осложнялась низким тарифом на отпускаемую электроэнергию, неплатежами со стороны потребителей и, в результате, финансированием ремонтов по остаточному принципу. Мы вынуждены были выполнять в условиях дефицита средств только самое необходимое для поддержания надежности ГЭС и выработки электроэнергии. С другой стороны, используемые нами технологии ремонта неэффективны, и отечественная наука других пока предложить не может. Немцы же располагают и современными технологиями, и новейшими материалами. В частности, для восстановления граней водосливной плотины. Грань имеет сложную геометрию, ограничивающую скорость воды при сбросе в нижний бьеф, чтобы не возникал эффект кавитации, то есть разрушения поверхности бетона вихревыми потоками воздушных пузырьков.

С нашими обычными технологиями мы способны в год ремонтировать только одну грань, тем временем из строя выходят еще две. И сам-то ремонт получается недолговечный. Немцы решили эту задачу так, что можно в послепаводковый период успеть отремонтировать все грани сразу с высокой прочностью бетона на сдвиг, с отличным сцеплением слоев. Импортные материалы, конечно, дорогостоящие, но если все посчитать и сопоставить, то они себя с лихвой оправдывают, а, главное, дают выигрыш во времени.

Другая проблема связана с просачиванием воды через тело плотины под огромным давлением воды водохранилища. Возникает явление суффозии, которое строители называют «смертью» бетона (просто вымываются его компоненты). Как залечить эти протечки? Мы пробовали американский материал пенатрон, но он не работает при очень высоком напоре воды. В рамках программы «Волга-Рейн» появилась возможность решить и данную задачу. Это особенно актуально для других, более старых ГЭС Волжско-Камского каскада.

Корр.: Помимо восстановления гидросооружений вы сказали о том, что программа предусматривает оптимизацию использования водных ресурсов реки и работу всех гидроузлов каскада в целом.

Александр Евликов: Эта перспектива более отдаленная, но не менее важная. Посудите сами, сегодня, по сути, Волжская станция работает в автономном режиме. Есть правила пользования водными ресурсами, которые касаются только нашего гидроузла, без учета деятельности других ГЭС. При этом очевидно, что введение общего для всех гидрологического режима позволит вырабатывать дополнительную электроэнергию и улучшить экологическую ситуацию на Волге. Эффект достигается регулированием работы станций, их мощностей и электрических связей с энергосистемой. Институт водного хозяйства и культуротехники университета Карлсруэ владеет великолепными методиками оптимизации гидрологического режима. А фирма «Фойт-Сименс-Гидро» готова предложить специальное оборудование для контроля и регулирования процессов.

Корр.: Каков ближайший план действий?

Александр Евликов: На февральском семинаре в Москве стороны наметили к 1 марта подготовить сводное техническое задание по выполнению конкретных мероприятий до конца 2003 года, а также определить объемы финансирования со стороны участников.

Важно отметить, что главным заказчиком работ на станциях каскада теперь де-юре выступает управляющая компания «Волжский гидроэнергетический каскад». Это совершенно логично, потому что программа «Волга-Рейн» затрагивает не только Волжскую ГЭС, но и весь каскад, а УК ВоГЭК является прообразом будущей генерирующей компании, в которую войдут все гидроэлектростанции на Волге с общим комплексом проблем.

Важно еще добавить, что в ходе семинара открылась интересная перспектива участия российской науки в реализации проекта. Наши специалисты выступили с прекрасными докладами по решению ряда проблем, в результате чего стороны пришли к выводу, что необходимо расширить участие российских НИИ в программе, что некоторые задачи мы способы решить даже лучше немцев. А те сразу проявили неподдельный интерес к практическому использованию наших достижений у себя. Следует отметить, что в научно-техническом сотрудничестве в отличие от других сфер деятельности получается простой и понятный эффект. Если у Вас есть идея и у меня есть идея, то при обмене ими, каждый из нас становится обладателем двух идей. Подтверждается в очередной раз русская поговорка «Одна голова хорошо, а две лучше».



Александр Некрасов
«Волжская правда», 27.02.2003

| Пресс-служба | Отзывы


10 .


ОАО Управляющая компания Волжский гидроэнергетический каскад © FinS.ru
<<< Назад