ОАО Управляющая компания Волжский гидроэнергетический каскад | |
МатериалыНовые требования к работе по снижению издержек
Известно, что главным недостатком действующего стандарта Программ управления издержками (ПУИ) было то, что снижение издержек базировалось от уровня запланированных на предстоящий период затрат, а не от достигнутого факта. Справедливости ради надо отметить, что главное объективное препятствие в снижении издержек заключалось в особенностях госрегулирования тарифов (когда полученная экономия «вырезалась из тарифа») и, соответственно, незаинтересованности ДЗО в этой работе. К другим недостаткам следует отнести большой объем стандарта ПУИ и зарегулированность процедур согласования ПУИ в РАО «ЕЭС России», не полностью вписывающихся в логику корпоративного управления. Однако указанное препятствие с введением трехлетних тарифов устраняется, и важно своевременно отреагировать на это, чтобы использовать переходный к рынку период и оптимизировать не условные, а реальные издержки, от достигнутого уровня вместо пресловутого планового объема затрат. Таким образом, введение трехлетних тарифов открывает объективные возможности перехода к применению нового подхода к ПУИ. Кроме того, подтолкнул нас к этой работе анализ трехлетних финансовых планов энергокомпаний холдинга, который четко указал на определяющую роль значительного снижения издержек в финансовом оздоровлении и стабилизации функционирования компаний в рыночных условиях. Следует отметить, что и Правление РАО «ЕЭС России», рассматривая раз в полугодие этот вопрос, отмечало актуальность перехода к принципу снижения издержек в плановом периоде от их фактического уровня в базовом году. И мы считаем, что время для этого наступило. Так в чем же суть этого подхода? Предлагается зафиксировать следующие блоки расходов: По предварительным оценкам, уровень заданий по снижению данных расходов составит в среднем Наконец, очень важный вопрос — прозрачность правил и справедливость последующих корректировок задания по издержкам. Решено учитывать, по сути, три группы факторов: изменения фактических индексов цен от предусмотренных при установлении задания; изменения физических объемов энергопроизводства по объективным причинам; структурные факторы (например, приемка на баланс перепродавцов энергии). Действующим регламентом предусмотрена возможность корректировки задания один раз в год, по итогам I квартала 2004 г. Кроме того, эти факторы будут учитываться при оценке выполнения задания по итогам 2004 года в целом. После некоторых раздумий и консультаций в РАО «ЕЭС России» мы пришли к единому выводу о нецелесообразности включения в формат работы по снижению издержек контроля над процессом инвестирования в энергокомпаниях. И не потому, что резервов по оптимизации этих расходов нет, скорее наоборот, они есть и значительные. Однако, на наш взгляд, эта часть расходов ДЗО должна соответствовать логике проектного финансирования, а не логике контроля за расходами. Инвестиции должны быть надлежащим образом обоснованы, в том числе по срокам окупаемости и содержать очевидные преимущества для собственников компании. Управлять этим процессом в рамках программ снижения издержек, на наш взгляд, неверно. Я уже объяснил необходимость изменения подхода к работе над издержками, но и сам формат новой программы управления издержками также имеет очевидные преимущества: Что касается пилотных энергосистем, двигающихся к организационному разделению уже в 2004 году, то мы предполагаем установить им агрегированное задание по снижению издержек и поручить управляющим компаниям дифференцировать его по образуемым в данных ДЗО структурным единицам. В настоящее время разрабатывается система оценки выполнения задания по новым программам управления издержками. Вероятно, дополнительной мотивации менеджменту ДЗО за этот показатель не будет, т.к. в достижении индивидуального задания по показателю ROTA (выполнение которого, как Вы знаете, уже сопровождается мощным стимулированием) фактор снижения затрат играет определяющую роль. Однако в случае невыполнения задания по экономии на издержках персональную ответственность будут нести генеральный директор энергокомпании и его заместитель по экономике. Описанный мною новый подход к снижению издержек от достигнутого уровня уже реализовывается. Он был одобрен в октябре т.г. курирующим заместителем Председателя Правления РАО «ЕЭС России» Я.М. Уринсоном, обсужден на рабочей группе по капитализации энергохолдинга под руководством Л.Б. Меламеда и рассмотрен 19 ноября т.г. на Комиссии по экономической политике, бизнес-планированию и тарифообразованию РАО «ЕЭС России». Соответственно, в ДЗО холдинга направлены информационные письма и задания по предельному уровню эксплуатационных издержек на 2004 год, которые будут окончательно утверждены в сроки согласования бизнес-планов на 2004 г. в РАО «ЕЭС России», т.е. в период с 15 декабря 2003 г. по 10 января 2004 г. После этого ПУИ нового формата станут неотъемлемой частью бизнес-планов энергокомпаний на 2004 год. | Пресс-служба | Материалы ОАО Управляющая компания Волжский гидроэнергетический каскад © FinS.ru |