Объединение ГЭС в оптовую компанию начнется этим летом
— С какими результатами завершили прошлый год Волжские ГЭС? — Обе станции в полном объеме выполнили годовое задание по производству электроэнергии. Волжская ГЭС им. В.И. Ленина (г. Жигулевск) выработала 10274 млн. кВт/ч, что составляет 103,8% от показателей планового баланса, утвержденного ФЭК России. На ФОРЭМ было поставлено энергии на общую сумму 922 млн. рублей. Реализация по реальной оплате потребителей составила 916 млн. рублей (без НДС). — В чем причина снижения прибыли? — Во-первых, в 2001 году станции не получили около 10% средств от реализации на ФОРЭМ. Это так называемый небаланс рынка, который появился — Как вы оцениваете работу управляющей компании? — Оценку деятельности УК дают акционеры обществ, трудовые коллективы станций, руководство ОАО «ЕЭС России». Основные задачи, которые поставило руководство ОАО «ЕЭС России», нам с помощью трудовых коллективов ГЭС удается успешно решать, несмотря на возникающие трудности. Единая структура управления, которая сегодня формируется на станциях и УК, максимально приближена к той, которая будет создаваться при формировании генерирующей компании на базе ГЭС Волжского каскада. В короткие сроки нам удалось остановить аресты и продажу имущества станций; при активной поддержке областных и городских органов власти решить основную задачу — реструктурировать задолженность перед бюджетами всех уровней. Начиная с августа 2001 года, станции обеспечивают выплату текущих налоговых платежей и выполняют график погашения накопленной за предыдущие годы задолженности. Это позволяет надеяться на частичное или полное списание хотя бы в будущем долга по пеням (147 млн. руб.) и штрафам (184,5 млн. руб.), который пришлось покрывать за счет прибыли прошлого года. Только за прошлый год в бюджеты всех уровней станции перечислили 537,57 млн. рублей, в том числе Волжская ГЭС более 210 млн.; Волжская ГЭС им. В.И. Ленина — 327,5 млн. рублей, включая погашение задолженности прошлых лет. Реструктуризация долгов перед бюджетами, снятие обременения с имущества, расчистка счетов, внедрение финансового управления на станциях на основе системы бюджетирования и казначейского исполнения расчетов позволили восстановить цивилизованные денежные расчеты с контрагентами. В 2001 году при содействии РАО «ЕЭС России» удалось решить одну из приоритетных задач 2001 года — обеспечить полную оплату поставленной на ФОРЭМ электроэнергии в первую очередь со стороны крупнейших базовых плательщиков станций. Кроме того, мы активно работали в новых рыночных сегментах. В 2001 году получено и реализовано на торгах дополнительной электроэнергии в объеме 631,6 млн. кВт/ч на сумму 104 млн. руб. Проводилась и большая работа с дебиторской и кредиторской задолженностью. Несмотря, на первый взгляд, на незначительное снижение общих сумм, сегодня можно сказать, что изменилось их качественное содержание. Дебиторская задолженность станций на сегодняшний день имеет практически — Как повлияли преобразования на надежность работы оборудования станций? — Главное, что организационные преобразования на станциях не отразились на рабочем состоянии основного оборудования. Не были сорваны программы ремонтов, техперевооружения и реконструкции. Это основные мероприятия, которые позволяют сегодня поддерживать надежную и бесперебойную работу. Все запланированные работы профинансированы в полном объеме. По Волжской ГЭС им. В.И. Ленина ремонтная программа объемом 468,3 млн. руб. выполнена на 476,8 млн. руб. По Волжской ГЭС результаты тоже неплохие — планировали объем 185,3 млн., выполнили на 186,1 млн. руб. Сейчас мы поставили перед собой главную задачу — к 2003 году сформировать долгосрочную программу развития станций, которая будет включать действия как в части ремонтов, перевооружения и реконструкции ГЭС Волжского каскада, так и в части совершенствования автоматизированной системы управления. Программа-максимум заключается в том, чтобы в год вводить один новый гидроагрегат. Сегодня станции очень сильно отстали в плане информационных технологий, и поэтому нам предстоит более плотно заниматься информационными системами. — За счет каких средств планируется проводить эти мероприятия? — Чтобы решить эти проблемы, необходимо добиться нормального тарифа на электроэнергию для ГЭС с учетом итогов переоценки, которую мы сделали в прошлом году. Это позволит получить наполненный реальными деньгами источник финансирования. Но до сих пор ФЭК не утвердила нам новых тарифов на 2002 год, и мы несем большие убытки. С 1 января этого года по решению правительства значительно увеличилась ставка «водного налога». Если раньше ГЭС платили за пользование водными ресурсами от 1 до 4 рублей за 1000 кВт/ч выработанной электроэнергии, то сейчас — 18 рублей. Соответственно, размер двух налогов — на имущество и за пользование водными объектами — составляет от 60 до 80% объема реализации. Остается 20%, из которых надо еще выплачивать зарплату, остальные налоги, включая налог на добавленную стоимость, а также проводить ремонты и реконструкцию. Сделать это в создавшихся условиях просто невозможно. Эти средства не заложены в действующем тарифе, а нового до сих пор нет, хотя все документы и расчеты в ФЭК были представлены еще в начале этого года. Сегодня, к сожалению, создалась парадоксальная ситуация: действующие тарифы ГЭС не покрывают основных налоговых платежей. Станции платят налогов больше, чем выручают за произведенную продукцию. Сейчас тарифа не хватает даже на зарплату. Эта проблема должна быть решена как можно скорее. Чтобы ускорить процесс, мы вынуждены были пойти на беспрецедентный шаг — подали судебный иск на ФЭК. Судебное разбирательство по Волжской ГЭС им. В.И. Ленина назначено на 4 июня. Но мы надеемся, что до открытого противостояния не дойдет, комиссия все же утвердит нам новый тариф, и мы сможем компенсировать нынешние потери. — Насколько болезненными оказались преобразования для коллективов станций? — Мы максимально осторожно подходили к вопросам реорганизации, поскольку этот процесс связан с живыми людьми. Смена управления не сопровождалась массовыми сокращениями. Оптимизация численности персонала согласно нормативным документам ОАО «ЕЭС России» проводилась за счет грамотного перераспределения функций внутри коллективов станций. Пенсионерам мы смогли предложить достойную альтернативу. Одним из главных достижений в социальной сфере, пожалуй, можно назвать функционирование системы негосударственного пенсионного обеспечения. Сегодня уходящие на отдых работники Волжских ГЭС гарантированно будут получать дополнительную пенсию. Кроме того, решена проблема и с теми, кто уже ушел на пенсию Основная задача, которая стоит перед нами как управляющей компанией — проводить единую кадровую политику на всех ГЭС. Мы столкнулись с реальной проблемой: каждый специалист на станциях незаменим. Работа по формированию кадрового резерва практически не велась. Поэтому системе подготовки персонала, переобучению сегодня уделяется большое внимание. В конечном итоге от этого зависит надежная и безопасная работа ГЭС. Считаю, что сегодня к нашим достижениям можно отнести заключение между администрацией и трудовыми коллективами первых, типовых для всех ГЭС, коллективных договоров. Они прописывают единые Положения, касающиеся оплаты труда, распорядка рабочего дня, вопросов предоставления социальных льгот и гарантий. Что касается фонда заработной платы работников ГЭС, то средняя зарплата по сравнению с прошлым годом увеличилась на 50%, а на ГЭС в Жигулевске — почти на 70%. Такая же политика будет проводиться и на других станциях Волжского каскада, которые в ближайшее время перейдут в управление УК ВоГЭК. — Как реорганизация отразится на кадровой политике? — Я понимаю, что в целом процесс объединения будет достаточно противоречивым и напряженным. В этом году мы должны пройти первые процедуры преобразований на станциях. В первую очередь речь идет о разделении эксплуатационного и ремонтного персонала, о выделении всех непрофильных видов бизнеса. Это важная часть реформы российской энергетики, которую мы также должны выполнить. Ремонтный персонал станции должен начать работать в этом году в новом для себя качестве. Уверен, что этот этап мы пройдем, максимально учитывая интересы людей. Это прежде всего вопросы зарплаты — она должна быть не меньше, чем сейчас. Социальные льготы тоже не хочется терять. Вероятно, станция должна взять на себя определенные обязательства, пока процесс перехода не завершится. Но вся наша сложная работа будет иметь ценность только тогда, когда мы убедимся, что новая система обслуживания и ремонта ГЭС окажется не хуже той, которая была прежде. Более того, она должна стать еще надежней и эффективней. Сегодня необходимо правильно подготовиться к этому процессу, он станет главным испытанием для трудовых коллективов ГЭС и руководства УК в предстоящем году. В любом случае мы постараемся найти и выработать оптимальные варианты решений. — Что будет с акциями Волжских ГЭС после создания ОГК? — Изменения в структуре собственности станций в процессе реформирования неизбежны. При разработке проекта мы исходим из максимального учета интересов всех групп акционеров. Поэтому акции ОГК, в которые предполагается конвертировать акции обществ, будут не менее привлекательны, чем сегодняшние ценные бумаги. — Какие задачи вы ставите перед коллективом управляющей компании и ГЭС на 2002 год? — В текущем году будут продолжены мероприятия по финансовому оздоровлению и обеспечению устойчивости Волжских ГЭС. В первую очередь это позволят сделать получение экономически обоснованного тарифа на электроэнергию, а также снижение уровня дебиторской и кредиторской задолженностей. Сегодня необходимо более активно готовить ГЭС к работе в рыночных условиях, повысить эффективность управления ими, развивая и совершенствуя те начинания, которые были сделаны за время работы УК ВоГЭК. Поскольку, скорее всего, уже этим летом нам придется приступить к реализации крупного проекта — созданию оптовой генерирующей компании на базе ГЭС Волжско-камского каскада. Это потребует много сил, терпения и большой отдачи всех — и коллектива управляющей компании, и коллективов станций, в том числе и тех, которые войдут в состав ОГК. В этой связи одной из приоритетных задач станет выстраивание позитивных взаимоотношений с органами власти субъектов, на территориях которых расположены ГЭС. Мы подготовили проекты, позволяющие регионам уже в будущем году ощутить дополнительные преимущества присутствия гидроэлектростанций на их территории.