Материалы

Новые требования к работе по снижению издержек

Материалы РАО «ЕЭС России»
Начальник Департамента экономики Холдинга и дочерних обществ ОАО РАО «ЕЭС России» Д.А. Бурнашев расказывает о новой системе снижения издержек.

Известно, что главным недостатком действующего стандарта Программ управления издержками (ПУИ) было то, что снижение издержек базировалось от уровня запланированных на предстоящий период затрат, а не от достигнутого факта. Справедливости ради надо отметить, что главное объективное препятствие в снижении издержек заключалось в особенностях госрегулирования тарифов (когда полученная экономия «вырезалась из тарифа») и, соответственно, незаинтересованности ДЗО в этой работе.

К другим недостаткам следует отнести большой объем стандарта ПУИ и зарегулированность процедур согласования ПУИ в РАО «ЕЭС России», не полностью вписывающихся в логику корпоративного управления.

Однако указанное препятствие с введением трехлетних тарифов устраняется, и важно своевременно отреагировать на это, чтобы использовать переходный к рынку период и оптимизировать не условные, а реальные издержки, от достигнутого уровня вместо пресловутого планового объема затрат. Таким образом, введение трехлетних тарифов открывает объективные возможности перехода к применению нового подхода к ПУИ.

Кроме того, подтолкнул нас к этой работе анализ трехлетних финансовых планов энергокомпаний холдинга, который четко указал на определяющую роль значительного снижения издержек в финансовом оздоровлении и стабилизации функционирования компаний в рыночных условиях.

Следует отметить, что и Правление РАО «ЕЭС России», рассматривая раз в полугодие этот вопрос, отмечало актуальность перехода к принципу снижения издержек в плановом периоде от их фактического уровня в базовом году. И мы считаем, что время для этого наступило.

Так в чем же суть этого подхода?

Предлагается зафиксировать следующие блоки расходов:

  • Эксплуатационные расходы (кроме амортизации, абонплаты, налогов, страховых платежей, по которым задание на снижение не доводится). Это — конкретные составляющие по привычной для ДЗО классификации (аналог знакомой формы 5-З статистической отчетности) — расходы на топливо, покупную энергию, сырье, материалы, ремонты, услуги сторонних организаций, фонд оплаты труда. По ним имеется база данных, они хорошо контролируется по факту и основное задание по снижению находится здесь, поскольку эти расходы составляют от 60 до 80% всех затрат энергокомпаний. И задание по предельному суммарному уровню этих расходов станет ключевым заданием новой программы управления издержками. Очень важно отметить, что РАО «ЕЭС России» доведет до компаний лишь одну цифру — предельное суммарное значение этих расходов на год, а распределение затрат по направлениям расходов и кварталам 2004 года — прерогатива самих энергокомпаний. Кроме того, компании будут обязаны кратко описать в приложении мероприятия по снижению затрат, позволяющих выйти на заданный уровень.
  • По предварительным оценкам, уровень заданий по снижению данных расходов составит в среднем 7—15% от величины товарной продукции энергокомпаний.

    Наконец, очень важный вопрос — прозрачность правил и справедливость последующих корректировок задания по издержкам. Решено учитывать, по сути, три группы факторов: изменения фактических индексов цен от предусмотренных при установлении задания; изменения физических объемов энергопроизводства по объективным причинам; структурные факторы (например, приемка на баланс перепродавцов энергии). Действующим регламентом предусмотрена возможность корректировки задания один раз в год, по итогам I квартала 2004 г. Кроме того, эти факторы будут учитываться при оценке выполнения задания по итогам 2004 года в целом.

  • Внереализационные расходы — другая значительная группа расходов энергокомпаний (в среднем около 5—10% всех расходов). Эти расходы носят характер непроизводственных. Наблюдавшаяся до настоящего времени динамика этих расходов в холдинге побуждает ограничить их рост при сохранении корпоративных принципов управления. Предлагается рассчитать лимит этих расходов в соответствии со специально разработанным Порядком их планирования и осуществления. Такие лимиты должны быть утверждены на Советах директоров энергокомпаний. Они же должны, по нашему мнению, осуществлять контроль за внереализационными расходами. Оптимизация этих расходов напрямую отвечает дивидендным и инвестиционным интересам собственников компаний. Соответственно, после утверждения уровня этих расходов на советах директоров ДЗО, этот лимит станет второй частью задания новой ПУИ.
  • Снижение потерь электроэнергии будет являться третьей и последней частью новой программы управления издержками. Потенциал снижения потерь энергии в сетях, снижения уровня собственных и производственных нужд энергокомпаний еще очень велик. Доведение их уровня до нормативного, обоснованного значения, а также искоренение попросту говоря, воровства энергии потребителями является актуальнейшей задачей накануне полносмасштабного рынка. Задание по этим параметрам будет доводиться в физических величинах, а получаемый эффект позволит как снизить издержки на топливо и покупную энергию, так и получить дополнительную тарифную выручку.

После некоторых раздумий и консультаций в РАО «ЕЭС России» мы пришли к единому выводу о нецелесообразности включения в формат работы по снижению издержек контроля над процессом инвестирования в энергокомпаниях. И не потому, что резервов по оптимизации этих расходов нет, скорее наоборот, они есть и значительные. Однако, на наш взгляд, эта часть расходов ДЗО должна соответствовать логике проектного финансирования, а не логике контроля за расходами. Инвестиции должны быть надлежащим образом обоснованы, в том числе по срокам окупаемости и содержать очевидные преимущества для собственников компании. Управлять этим процессом в рамках программ снижения издержек, на наш взгляд, неверно.

Я уже объяснил необходимость изменения подхода к работе над издержками, но и сам формат новой программы управления издержками также имеет очевидные преимущества:

  • кардинальное упрощение и более адекватное сегодняшней ситуации содержание;
  • учет фактической структуры затрат и стартовых условий в ДЗО;
  • открывающийся для менеджмента ДЗО маневр в выборе направлений снижения затрат;
  • периодичность представления информации (ежеквартально) и, соответственно, возможность отслеживания процесса.

Что касается пилотных энергосистем, двигающихся к организационному разделению уже в 2004 году, то мы предполагаем установить им агрегированное задание по снижению издержек и поручить управляющим компаниям дифференцировать его по образуемым в данных ДЗО структурным единицам.

В настоящее время разрабатывается система оценки выполнения задания по новым программам управления издержками. Вероятно, дополнительной мотивации менеджменту ДЗО за этот показатель не будет, т.к. в достижении индивидуального задания по показателю ROTA (выполнение которого, как Вы знаете, уже сопровождается мощным стимулированием) фактор снижения затрат играет определяющую роль. Однако в случае невыполнения задания по экономии на издержках персональную ответственность будут нести генеральный директор энергокомпании и его заместитель по экономике.

Описанный мною новый подход к снижению издержек от достигнутого уровня уже реализовывается. Он был одобрен в октябре т.г. курирующим заместителем Председателя Правления РАО «ЕЭС России» Я.М. Уринсоном, обсужден на рабочей группе по капитализации энергохолдинга под руководством Л.Б. Меламеда и рассмотрен 19 ноября т.г. на Комиссии по экономической политике, бизнес-планированию и тарифообразованию РАО «ЕЭС России».

Соответственно, в ДЗО холдинга направлены информационные письма и задания по предельному уровню эксплуатационных издержек на 2004 год, которые будут окончательно утверждены в сроки согласования бизнес-планов на 2004 г. в РАО «ЕЭС России», т.е. в период с 15 декабря 2003 г. по 10 января 2004 г. После этого ПУИ нового формата станут неотъемлемой частью бизнес-планов энергокомпаний на 2004 год.



ОАО Управляющая компания Волжский гидроэнергетический каскад 2010 © FinS.ru