Материалы

Выступление Вячеслава Синюгина на заседании Некоммерческого партнерства «Гидроэнергетика России»

Материалы РАО «ЕЭС России»
Выступление заместителя Председателя Правления РАО «ЕЭС России», Председателя Совета директоров ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего» Вячеслава Синюгина на заседании Некоммерческого партнерства «Гидроэнергетика России».

Добрый день, уважаемые коллеги!

Примечательно, что первое заседание членов Некоммерческого партнерства «Гидроэнергетика России» проходит на крупнейшей электростанции нашей страны в день празднования юбилея Саяно-Шушенской ГЭС, с участием гостей из регионов, представителей федеральных органов власти. Здесь присутствуют также гости из Бразилии, которые управляют самой крупной гидроэлектростанцией в мире — Итайпу ГЭС.

Сегодня мы ставим вопрос о разработке стратегии функционирования и развития гидрогенерации страны в условиях, которые диктует нам время, которые диктует нам Правительство России, в условиях надвигающихся рыночных отношений в электроэнергетике. На сегодняшнем заседании мы обсудим, почему российской гидроэнергетике так необходима стратегия, и какая именно стратегия необходима.

Сразу отмечу, что на сегодняшний день существует и принята на уровне государственных решений энергетическая стратегия России в целом, принята стратегия атомной отрасли. По стратегии гидрогенерации таких решений на сегодняшний день нет. Мы обсудим, что представляет собой гидроэнергетика в России и в мире, тенденции ее развития, соответствие энергетической стратегии потребностям в развитии генерирующих мощностей, а также проблемы, с которыми может столкнуться российская гидроэнергетика.

Почему российской гидроэнергетике столь необходима долгосрочная стратегия развития? Мы считаем, что гидрогенерация выполняет уникальные, системные функции на рынке электроэнергии — гидроэлектростанции играют ключевую роль в системе обеспечения надежной работы и маневренности энергетической системы страны в условиях запуска конкурентного рынка. Более того, российская энергетическая стратегия на период до 2020 года сформулировала потребности в наращивании гидрогенерирующих мощностей. Особо высокая капиталоемкость сектора, специфические риски, которые присутствуют в гидрогенерации — все это, безусловно, требует понимания и особого внимания.

Государство планирует сохранить контроль над крупной гидрогенерацией в стране, и это описано в законе. С нашей точки зрения, государству, как собственнику этого стратегического актива в ближайшем будущем, необходимо понимать, какая будет стратегия развития гидрогенерации.

ГЭС России сегодня — это 44,5 тыс. МВт или порядка 23 процентов от установленной энергетической мощности России; это 19% выработки электроэнергии в России. Исследования международной компании Unity Date Institute показывают, что 22% планируемых вводов мощностей в мире на предстоящие 10 лет приходится именно на гидроэлектростанции. В России гидроэнергетический потенциал используется на 22% и является наименьшим на сегодняшний день процентом использования гидромощностей в мировом масштабе. Так, в Южной Америке гидроэнергетический потенциал используется на 33%, в Северной Америке — 69%, в Европе — 75%, в Австралии — 49%.

С нашей точки зрения, России выгодно развивать гидроэнергетический потенциал, так как, прежде всего, это шаг к сохранению потенциала углеводородного сырья для будущих поколений.

Важно отметить, что только крупные современные ГЭС, оснащенные системами автоматического регулирования частоты и мощности, в состоянии выполнять системные функции на рынке электроэнергии. Эти электростанции в условиях рынка должны быть поддержаны технически и финансово. Развитие ГЭС означает общее удешевление выработки электроэнергии на рынке.

Наши коллеги в ряде стран мира признают, что гидроэнергетика является одним из наиболее экономически выгодных способов выработки электроэнергии. Особая функциональная роль гидроэнергетики в условиях рынка электроэнергии — это обеспечение системной надежности в режиме реального времени. Сглаживание колебаний цен тоже осуществляется в основном за счет ГЭС. По сути, в силу своей специфики, гидроэлектростанции — это единственный регулятор частоты на российском рынке электроэнергии, и ни один производитель электроэнергии, кроме ГЭС, не выполняет на рынке такого набора системных функций.

Министерство энергетики разработало энергетическую стратегию России, которая была принята Правительством Российской Федерации. Существенным выводом из нее является то, что сокращение доли тепловых электростанций, при прогнозируемых уровнях выработки, по сути, означает снижение мобильности тепловых генераторов и повышение риска аварий. Это обуславливает необходимость наращивания резерва ЕЭС и еще раз заставляет нас рассматривать вопросы, связанные с повышением и укреплением роли гидроэлектростанций на будущем конкурентном рынке электроэнергии.

Стратегия по атомной генерации принята на государственном уровне и уже примерно понятна структура прироста мощностей атомных электростанций. По сценарию Минатома России и с точки зрения наших специалистов, такая структура требует повышенной маневренности единой энергосистемы и, соответственно, ускоренного, усиленного развития гидрогенерации. Планы достройки сооружений ГЭС в соответствии с энергетической стратегией России на период до 2020 года составляют 6,3 тыс. МВт, по умеренному сценарию — 7 тыс. МВт, и оптимистический вариант — 11,2 тыс. МВт. Мы исходим из того, что наиболее реалистическим является умеренный сценарий. Хотя, еще раз повторюсь, этот доклад является постановочным с точки зрения выработки выверенной стратегии и ее утверждения на соответствующем уровне.

Для чего строить ГЭС в Сибири и на Дальнем Востоке? Этот вопрос задавался много раз. Прежде всего, мы понимаем, что гидропотенциал России в основном сосредоточен в Сибири и на Дальнем Востоке. И это 80% от общероссийского гидроэнергетического потенциала. Гидроэнергетика традиционно является опорой инфраструктуры развития восточных территорий — и это важно, с моей точки зрения, именно для развития страны. Гидроэнергетика призвана сыграть важную роль в ресурсном обеспечении модернизации экономики Сибири и Дальнего Востока, в обеспечении энергетической безопасности дальневосточного региона, и, что немаловажно, в энергоснабжении новых межрегиональных и международных транзитных коридоров, сооружаемых в этом регионе.

Теперь немного о предстоящих вызовах российской гидроэнергетике. Первый — это собственно реструктуризация электроэнергетики, которая предполагает в том числе и создание гидрогенерирующих компаний. Их состав определен соответствующим распоряжением Правительства Российской Федерации, принятым 1 сентября этого года. Четыре из десяти оптовых генерирующих компаний — это гидрогенерирующие компании, которые создаются и будут функционировать на территории Российской Федерации. Это ОГК №8 — компания, которая образуется в Сибири с включением Саяно-Шушенской ГЭС и ряда других станций. Это ОГК №7 — Волжско-Камский каскад. Это ОГК №10, которая создается путем выделения из АО «Мосэнерго» Загорской ГаЭС и ОГК №9 — ряд электростанций на юге страны, которые собираются через реструктуризацию ряда наших энергетических компаний.

Следующий вызов — старение мощностей, которое является существенным фактором. Половина основного гидротурбинного и генерирующего оборудования на сегодняшний день выработало 100% нормального паркового ресурса. Мы, по сути, находимся на пике потребности в модернизации мощностей.

Далее — несбалансированность законодательства, поскольку не так давно мы столкнулись с резким изменением налогового режима в части Водного кодекса. Практически все наши гидроэлектростанции после введения водного налога стали работать в убыток и до сих пор не могут защитить соответствующие средства для покрытия убытков, которые возникли при этом, вроде бы минимальном изменении режима.

К сожалению, мы вынуждены констатировать существующую пока непредсказуемость фискальных изъятий из финансового оборота, отсутствие твердых регламентов водопользования. Шагом к более стабильному регулированию в этой сфере является принятие Водного кодекса, который сейчас обсуждается. Планируется, что он будет внесен в Государственную Думу уже в первом квартале с.г., после рассмотрения Правительством России. То же самое касается водного налога — идет процесс рассмотрения этой главы Налогового кодекса. Все это требует предельной ясности и стабильности для того, чтобы система могла развиваться в будущем.

Четвертый вызов — конкурентный рынок электроэнергии, который, собственно, предполагается запустить. На европейской части рынок «5—15» уже запущен с 1 ноября прошлого года и прообраз нашей Волжско-Камской ОГК уже начинает работать на этом рынке. Системная нагрузка на ГЭС в целевой модели конкурентного рынка возрастает, и необходимо быть к этому готовым. Также возникает переход к экономической конкуренции между технологиями выработки электроэнергии.

Еще один вызов — это частные инвестиции в гидрогенерацию. Сегодня уже есть ряд предложений, которые касаются привлечения крупных частных инвестиций в достройку гидроэлектростанций. В целом законодательством закреплено доминирование государства в капитале крупных генерирующих компаний. Тем не менее, этот вопрос также требует исследования, в том числе и с учетом целого ряда факторов, таких как сегодняшняя оценка активов — насколько их справедливо можно оценить.

С учетом этих вызовов мы предлагаем следующий план действий: в феврале-марте 2004 года в рамках РАО «ЕЭС России» с участием Ассоциации «Гидроэнергетика» разработать проект Стратегии развития гидрогенерации на период до 2020 года, разработать предложения к проектам Водного кодекса и главы Налогового кодекса «Водный налог». Уже в марте-мае 2004 года мы сможем провести обсуждение Стратегии с основными ведомствами, которые будут отвечать за выработку позиции по данному документу и с основными внешними заинтересованными лицами. В третьем квартале 2004 года планируется одобрить этот Документ в рамках Ассоциации. Безусловно, с представителями Правительства России необходимо согласовать, в какой форме будет принят этот документ — в виде решения Совета директоров РАО «ЕЭС России» или в какой-то другой форме?



 
Опубликовано в издании: РАО «ЕЭС России»


ОАО Управляющая компания Волжский гидроэнергетический каскад 2010 © FinS.ru